Подводим итоги уходящего года и вспоминаем о значимых проектах, событиях и инициативах, которые определили образ рынка ГЧП в 2018 году. То, без чего рынок ГЧП невозможно представить, еще труднее – понять.
1. Проекты
Первые соглашения на школы
2018 год стал знаковым в сфере образования, прежде всего, из-за запуска проектов по строительству общеобразовательных школ в Ханты-Мансийском автономном округе в рамках коробочных кредитных решений в социальной сфере, разработанных Сбербанком. В феврале на Российском инвестиционном форуме в г. Сочи между правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и ПАО Сбербанк было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере создания объектов социальной, образовательной инфраструктуры на основе концессионных механизмов. В результате совместной работы банка и округа межведомственной комиссией ХМАО–Югры была утверждена рекомендуемая форма концессионного соглашения в соответствии с положениями 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
28 декабря между муниципалитетами Ханты-Мансийского автономного округа и Сбербанком подписано четыре концессионных соглашения о строительстве и эксплуатации объектов общего образования с использованием «коробочных» решений. В рамках реализации соглашений планируется построить две школы в микрорайонах «Учхоз» и «Иртыш-2» Ханты-Мансийска, еще две – в поселках Нижнесортымский и Солнечный. Стоимость всех проектов составит более 6 миллиардов рублей, а сумма одобренных Сбербанком кредитов на льготных условиях – 3,5 миллиарда.
В марте в этом же регионе и тоже в рамках типовых коробочных решений коммерческое закрытие прошел первый концессионный проект по строительству детского сада в Нефтеюганске, инвестором по которому стала ООО Негосударственная дошкольная образовательная организация «Умничка». Законтрактованные соглашением инвестиции составляют 286,6 млн руб.
Аэропортовая инфраструктура: новые формы и масштабные планы в МАУ
В 2018 году рынок показал, что проекты ГЧП по развитию аэропортовой инфраструктуры могут успешно реализовываться не только в формах квази-ГЧП (инвестиционных соглашений и корпоративного партнерства), но и через механизм концессий. В уходящем году было достигнуто коммерческое закрытие сразу по двум аэропортовым концессионным проектам – аэропорту Нового Уренгоя и аэропорту Шереметьево.
В марте в результате подписания соглашения между Ямало-Ненецким автономным округом и ООО «Уренгойаэроинвест», входящим в холдинг УК «Аэропорты Регионов», был дан старт проекту аэропорта Нового Уренгоя . Общая стоимость строительства составит 10,9 млрд руб., из которых средствами частного инвестора будет профинансировано 5 млрд руб., а остальные затраты покроет публичная сторона путем предоставления капитального гранта. Соглашение рассчитано на 30 лет. Частный инвестор компенсирует свои вложения за счет прямого сбора платы и коммерческой деятельности. Новый пассажирский терминал аэропорта Нового Уренгоя площадью порядка 10 тыс. кв. м будет оснащен тремя телескопическими трапами и 10 стойками регистрации, а его пропускная способность составит 800 пас. в час и 1,45 млн пас. в год. Мастер-план развития аэропорта предусматривает возможность увеличения площади нового терминала и создания сектора для обслуживания международных рейсов. Кроме того, за счет частного инвестора будет проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и построен новый перрон. Все работы по строительству и реконструкции объектов проводятся без прекращения операционной деятельности аэропорта.
В декабре Росавиация подписала с АО «Международный аэропорт Шереметьево» концессионное соглашение в отношении объектов нового строительства и реконструкции авиационной инфраструктуры аэропорта Шереметьево сроком на 49 лет и с объемом инвестиций 61 млрд руб. Затраты на строительство и реконструкцию аэродромной инфраструктуры аэропорта будут возвращены инвестором за счет включения инвестиционной составляющей в структуру тарифа за взлет-посадку.
Первые федеральные железнодорожные мега-проекты
Применение ГЧП для развития железнодорожной инфраструктуры в 2018 году проходило под знаком двух крупнейших федеральных проектов – дороги «Элегест – Кызыл – Курагино» и Северного широтного хода. Сначала 19 апреля Правительство РФ утвердило заключение концессионного соглашения по дороге, связывающей угольное месторождение Элегест с Транссибом (стоимость – 126,6 млрд руб., реализуется полностью за счет средств инвестора), а затем в августе приняло аналогичное решение по дороге «Обская—Салехард—Надым» (стоимость – 113,1 млрд руб., реализуется на 90% за счет средств инвестора). Концессионером по первому проекту выступает специальная проектная компания (СПК), где по 47,5% принадлежит «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (ТЭПК) и УК «Лидер», еще 5% – РЖД. По второму - ООО «СШХ», в котором 50,1% принадлежит крупному подрядчику РЖД, компании «Спецтрансстрой» и 49,9% — структуре РЖД «КРП-Инвест».
Морские порты – новая отрасль на ГЧП-карте России
Портовая инфраструктура привлекала внимание делового сообщества на протяжении года, в первую очередь, в связи с запуском и коммерческим закрытием по федеральному концессионному проекту развития морского порта Мурманск. Инвестором стало ООО «Морской торговый порт “Лавна”», с которым в ноябре было заключено соглашение сроком на 20 лет, в рамках которого предусматривается вложение частной стороной 26,7 млрд руб. в строительство угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и строительство новой железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Окупаемость проекта будет гарантирована заключением с грузоотправителями контрактов по схеме take-or-pay.
ГЧП в автодорожной отрасли
В сфере автодорожной инфраструктуры уходящий год запомнился не только переходом к активной инвестиционной фазе в крупнейших региональных ГЧП-проектах (обход Хабаровска, четвертый мост в Новосибирске, обход с мостовым переходом в Перми и пр.), но и достижением финансового закрытия по проекту строительства четвертого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). По инициативе ДСК «Автобан» и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) синдикат банков, сформированный из Сбербанка, Газпромбанка и Евразийского банка развития (ЕАБР), предоставит финансирование ООО «Юго-восточная магистраль» на общую сумму 31,6 млрд. рублей сроком на 15 лет.
22 декабря правительство ЯНАО подписало концессионное соглашение с «Региональной инфраструктурной компанией» о строительстве моста через реку Пур на Ямале. Подрядчиком выступает АО «Мостострой-11». Открытие моста запланировано на 2021 год. Согласно предварительным цифрам, общая стоимость реализации проекта составит 9,3 млрд рублей: из них в 2018 году инвестором планируется вложить порядка 700 млн рублей, в 2019 году – 4,78 млрд рублей, в 2020 – 3,8 млрд рублей. Срок действия концессионного соглашения – 15 лет.
Такое разное здравоохранение
Крупнейшими запущенными проектами в сфере здравоохранения , стали концессионный проект создания радиологического корпуса Восточно-Сибирского онкологического центра в Иркутске стоимостью 5,2 млрд руб. и концессионный проект создания лабораторного комплекса по проведению лабораторных исследований на территории Волгоградской области стоимостью 740,9 млн руб. Также в мае в Пермском крае был запущен первый федеральный проект в форме инвестиционного контракта, заключенного между ФГБУ и инвестором по развитию инфраструктуры высшего образования в системе здравоохранения . Первый инвестиционный контракт по модернизации учебной инфраструктуры заключил Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера. Инвестиции в проект составят 79 млн руб. В рамках реализации инвестиционного проекта предполагается реконструкция существующего здания путем его перестройки за счет средств инвестора в здание с административными помещениями общей площадью не менее 1750 кв. м. В результате реализации проекта в собственность Российской Федерации и оперативное управление ФГБОУ ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России будут переданы помещения реконструированного здания, на которых планируется разместить кафедру «Медицинской информатики и управления в медицинских информационных системах». Минздрав России планирует тиражировать данный подход для развития инфраструктуры, находящейся в оперативном управлении или хозяйственном ведении других подведомственных учреждений и предприятий.
Долгожданные «ласточки» по 224-ФЗ
Кроме того, именно в социальной сфере в уходящем году были запущены первые проекты в рамках 224-ФЗ . Запуск первых проектов в рамках 224-ФЗ на основе соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве во многом является историческим моментом 2018 года. Сразу 4 проекта данной формы в уходящем году прошли коммерческое закрытие, все они относятся к социальной сфере: в Волгограде договорились создать спортивный комплекс и центр дополнительного образования стоимостью 40 млн руб., в Набережных Челнах Республики Татарстан – спортивно-оздоровительный комплекс стоимостью 220,8 млн руб., в Воронеже - спортивный кластер стоимостью 235,5 млн руб., в Ижевске – автоматические АЗС стоимостью 148 млн руб.
«Умные города»: тренд 2018-2020
Активно в 2018 году развивалась практика привлечения на принципах ГЧП частных инвестиций в создание IT -инфраструктуры . На прединвестиционную стадию вышли сразу два проекта по созданию «умных остановок» общественного транспорта – в Нижнем Новгороде стоимостью 1,6 млрд руб. и в Химках Московской области стоимостью 71,6 млн руб. В Волгограде был определен инвестор по проекту реконструкции объектов наружного освещения стоимостью 943,9 млн руб. В будущем году количество запущенных проектов в сфере IT-инфраструктуры «умных городов» должно вырасти в разы благодаря принятым поправка в ГЧП-законодательство, расширившие его действие и на эту сферу.
Оборонное ГЧП
Рынок ГЧП в 2018 году пополнился новым направлением: созданием объектов инфраструктуры в сфере обороны и безопасности . Первый подобный проект был запущен в 2018 году вслед за внесением в 2015 году поправок в концессионное законодательство, сделавших возможным заключение соглашений в отношении объектов инфраструктуры для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил. В сентябре уходящего года между Минобороны и ООО «ПЛК Архангельск» (подконтролен ФГУЧ НЦ «Курчатовский институт») было подписано концессионное соглашение по проекту создания производственно-логистического комплекса для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Архангельской области. Общий объем инвестиций в создание объекта составит 15 млрд руб., а затраты инвестора будут компенсированы «платой за доступность».
Никуда без ЖКХ
Традиционно лидером муниципального рынка ГЧП в 2018 году оставалась сфера ЖКХ . Среди запущенных в уходящем году проектов стоит выделить: проект в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в Архангельске стоимостью 12,8 млрд руб., проект в отношении объектов теплоснабжения Дзержинска Нижегородской области стоимостью 4,7 млрд руб., а также четыре проекта в отношении объектов теплоснабжения в Московской области суммарной стоимостью 5,6 млрд руб. (Пушкинский, Серпуховский районы и городские округа «Ликино-Дулево» и «Серпухов»), проект в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Лесной» Свердловской области стоимостью 0,7 млрд руб. В сфере обращения с ТКО важно выделить концессионный проект в отношении объектов обработки, накопления и захоронения ТКО в Нижнем Тагиле Свердловской области стоимостью 4,1 млрд руб.
Самые ожидаемые ГЧП-проекты в 2019 году
Крупнейшие и важнейшие готовящиеся к запуску в 2019 году проекты (выход на коммерческое закрытие):
- Создание и эксплуатация трамвайной сети по маршруту «станция метро “Купчино” – пос. Шушары – Славянка» в Санкт-Петербурге. Стоимость – 25,9 млрд руб.
- Создание и эксплуатация трамвайной сети по маршруту «г. Петергоф – станция метро “Кировский завод” (“Путиловская”)» на территории Санкт-Петербурга. Стоимость – 14,4 млрд руб.
- Создание, реконструкция и эксплуатация объектов, входящих в систему фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в г. Санкт-Петербурге. Стоимость – 28,7 млрд руб.
- Создание и эксплуатация системы коммунальной инфраструктуры – мусороперерабатывающего завода и полигона отходов производства и потребления в с. Кижеватово Бессоновского района Пензенской области. Стоимость – 1,6 млрд руб.
- Передача в концессию объектов водоснабжения и водоотведения г. Геленджик Краснодарского края. Стоимость – 7 млрд руб.
- Передача в концессию объектов водоснабжения и водоотведения г. Кемерово Кемеровской области. Стоимость – 7,7 млрд руб.
- Передача в концессию объектов теплоснабжения г. Воронеж Воронежской области. Стоимость – 3 млрд руб.
- Концессионное соглашение в отношении объектов холодного водоснабжения - «Западной» и «Южной» станций подготовки питьевой воды в г. Нижний Тагил Свердловской области. Стоимость – 6,8 млрд руб.
2. Нормотворчество и правоприменение
IT-системы стали объектами ГЧП
В июне были приняты поправки в 115-ФЗ и 224-ФЗ, согласно которым объекты сферы IT признаны возможными объектами концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. Теперь в состав объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП могут быть включены программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (включая государственные) и/или сайты, в состав которых входят программы, базы, либо указанные объекты и технологически связанное с ними (либо с одним из объектов) имущество, предназначенное для реализации концессионного проекта. В качестве возможного объекта проекта ГЧП выделены ЦОД (центры обработки данных).
Сооружения связи как объекты соглашений о ГЧП / МЧП
В июле вступили в силу поправки в 224-ФЗ, согласно которым сооружения связи признаны возможными объектами ГЧП / МЧП. Сооружения представляют собой объекты инженерной инфраструктуры (включая здания и строения), специально созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи. До принятия указанных поправок объектами ГЧП могли выступать линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации. Положения закона в этой части однозначно не отвечали на вопрос возможности отнесения к объектам ГЧП нелинейных объектов связи, в частности станций подвижной радиосвязи.
Федеральные медучреждения на стороне концедента
С 3 апреля расширен перечень случаев участия государственных учреждений на стороне концедента. Было определено, что федеральное учреждение здравоохранения сможет выступать в концессионных соглашениях на стороне концедента.
Сельское хозяйство
29 июля в 115-ФЗ и 224-ФЗ были внесены поправки, согласно которым соответствие критериям является единственным условием, при котором объект сельского хозяйства определяется в качестве возможного объекта концессионного соглашения или соглашения о ГЧП. Признано избыточным требование о вхождении объекта в утверждаемый Правительством России перечень сельскохозяйственных объектов производства, хранения и переработки, которые могут выступать в качестве объектов концессии и ГЧП.
Изменения налогового законодательства
Согласно поправкам в Налоговый кодекс Российской Федерации, концессионеры, реализующие проекты по строительству и реконструкции автомобильных дорог, смогут принимать к вычету суммы НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет бюджетных инвестиций до 31 декабря 2022 года.
Ранее Налоговым кодексом предусматривался прямой запрет на вычет НДС, уплаченного покупателями на товары, работы и услуги, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, а также предусматривалась обязанность восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС при получении субсидий и бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров, работ, услуг.
Также, налоговое законодательство было изменено в части недопущения повторного налогообложения НДС при преобразовании арендных соглашений в концессионные, объектом которых являются объекты ЖКХ. Указанное изменение направлено, в том числе, на снижение нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации при реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений.
Нормотворческие инициативы: законопроект Минэкономразвития России
В декабре Минэкономразвития России был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства». Законопроектом предусматривается внесение комплексных поправок в 115-ФЗ и 224-ФЗ. Ранее Минэкономразвития России в рамках инфраструктурной ипотеки был разработан законопроект, который регулировал аспекты финансового участия сторон в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП / МЧП, вопросы компенсации лицу, подавшему частную концессионную инициативу и др. Новый законопроект учитывает часть изменений, предложенных в предыдущем законопроекте, а также вводит новые механизмы, которые направлены на устранение неоднозначности применения положений действующего законодательства в сфере ГЧП.
Поправки законопроекта создают новые возможности для сторон концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, МЧП:
- будет прямо определена возможность финансового участия концедента/публичного партнера в формах капитального гранта, платы концедента, обеспечения минимального дохода, предоставления государственных или муниципальных гарантий в иных формах, включая выплаты сумм возмещения при прекращении концессионного соглашения и др.;
- появится возможность осуществлять только техническое обслуживание в отношении объектов образования и здравоохранения в рамках концессионного соглашения;
- станет возможным не устанавливать концессионную плату в отношении объектов здравоохранения и образования;
- станет возможной передача объекта незавершенного строительства;
- объекты образования будут дополнены объектами, предназначенными для проживания обучающихся;
- появится понятие «реконструкция», к которому будут относится, в том числе мероприятия по переустройству объекта соглашения о ГЧП/МЧП, на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;
- появится возможность установления концедентом требования к участникам конкурса о наличии опыта работы, связанного с предметом концессионного соглашения, включая опыт реализации сопоставимых инвестиционных проектов;
- критерии конкурса будут подразделяться на три блока: технические, финансово-экономические, юридические критерии;
- банковская гарантия сможет выступать в качестве обеспечения исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения;
- появится возможность компенсации расходов на подготовку предложения в рамках частной концессионной инициативы;
- появится возможность передачи земельного участка в рамках соглашения о ГЧП/ МЧП не только по договору аренды;
- будет определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию сферы ГЧП, а также отдельно федеральный орган исполнительной власти в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения.
Судебные позиции по вопросам применения положений концессионного законодательства
В рамках рассмотрения дела № А40-204433/2016, сторонами которого выступили Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и ФАС России, определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. была обозначена следующая позиция: установление организатором конкурса требований о наличии у участника конкурса опыта финансирования создания аналогичных объектов и подтверждение их финансового состояния за последние 3 года не противоречит концессионному законодательству; характеризует качества участника, в том числе его квалификацию и профессионализм; обусловлено потребностями заказчика в выявлении лица, имеющего реальный опыт финансирования и привлечения денежных средств при выполнении работ, схожих с предметом концессионного соглашения, и его устойчивого финансового положения в целях выявления риска неисполнения концессионного соглашения на более ранних этапах.
В решении Арбитражного суда Тамбовской области от 25 сентября 2018 г. по делу № А64-1651/2017 суд пришел к выводу, что концессионное соглашение является смешанным договором и содержит элементы договора подряда и договоры возмездного оказания услуг.
В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2018 года по делу № А03-11270/2017 судом была обозначена позиция: по налоговой справке по состоянию на текущий месяц невозможно с достоверностью установить отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за календарный год, который предшествовал размещению предложения о заключении концессионного соглашения.
Позиции антимонопольных органов по вопросам применения положений концессионного законодательства
Комиссией Новгородского УФАС России в рамках решения от 27.11.2018 г. по жалобе ООО «Строительное Управление № 53» была обозначена следующая позиция: в случае, когда концессионер выступает в качестве застройщика и инвестора, он обязан в соответствии с 115-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, получить исходные данные для проектирования с целью подготовки проектной документации и согласования ее с администрацией. Антимонопольным органом также было отмечено, что действующим законодательством не предусмотрено, что такие данные должны быть изначально получены концедентом и содержаться в составе конкурсной документации. Напротив, обязанность на получение исходных данных и подготовки проектной документации возложена на концессионера.
Также ФАС России в течение 2018 года периодически давались разъяснения по вопросам применения положений концессионного законодательства, в том числе относительно порядка заключения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ. Данные разъяснения направлены на устранение неоднозначного толкования некоторых положений концессионного законодательства.
3. Международные тренды
Запад есть Запад, Восток есть Восток
Тенденции международного рынка ГЧП неоднозначны. Для развитых западных стран 2018 год выдался непростым. Правительство Великобритании отказалось от так называемой PFI (частной финансовой инициативы), которая как основная модель ГЧП применялась в стране с 1992 года, сославшись на ее низкую эффективность в использовании бюджетных средств. Другой модели, способной заменить инициативу частного финансирования, у Великобритании пока нет. Одновременно с этим в США второй год кряду буксует инфраструктурный план Дональда Трампа, по которому не удается достичь консенсуса несмотря на большинство Демократов в нижней палате Конгресса.
На этом фоне рынок ГЧП развивающихся стран выглядит позитивнее. Малайзия, Сингапур, Бангладеш и Непал открывают новые отрасли экономики для зарубежных частных инвесторов на принципах ГЧП. Страны Персидского залива переживают бум инвестиций в проекты ГЧП по строительству водоопреснительных заводов и солнечных электростанций. Страны африканского континента, включая Нигерию, Ливан, Тунис и ЮАР, запускают государственные программы по привлечению частных инвестиций через механизмы ГЧП для строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Успехи ближайших соседей
Активно развивают ГЧП ближайшие соседи России по политической карте. Узбекистан реформирует законодательство о ГЧП и договорился с немецкими компаниями об инвестициях в автодорожную инфраструктуру на принципах ГЧП. Казахстан рассчитывает благодаря подписанному в октябре проекту ГЧП обеспечить доступом в Интернет 2,4 млн человек в сельских районах к 2020-му году. Беларусь при поддержке Всемирного банка до 2025 года на развитие инфраструктуры собирается направить 12 млрд белорусских рублей (около $5,6 млрд). Армения готовит к опубликованию в 2019 году закон «О государственно-частном партнерстве».
Зарубежный инвестор верит в Россию
Инвесторы из-за рубежа сохраняют интерес к участию в российских инфраструктурных проектах. В этом году более 25 проектов с участием иностранного капитала получили публичное освещение. С июля Российский фонд прямых инвестиций ведет переговоры с итальянской «Anas International Enterprise» об участии в строительстве Центральной кольцевой автодороги на юго-востоке Московской области. В июне Саудовская Аравия приобрела 13% капитала «Транспортной концессионной компании», которая строит линии скоростного трамвая «Чижик» в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
Перспективы участия еще в 7 проектах рассматривают китайские, японские и чешские компании. Реализация более 5 проектов выступает предметом переговоров в Хабаровском крае, Якутии и Приморье.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International