Проект национального доклада Национального Центра ГЧП о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов ГЧП был подготовлен к пятому инфраструктурному конгрессу «Российская неделя ГЧП» при активном содействии членов Экспертного совета. В материале проанализированы динамика инфраструктурных инвестиций в России и в мире в целом, рассмотрен инфраструктурный сценарий в программах, бюджете и заявлениях руководства страны, а также освещены специфика регионального ГЧП и стратегические вопросы развития правовой среды в сфере ГЧП.
Как следует из проекта доклада, за последние 5-6 лет доля инфраструктурных инвестиций в ВВП России в среднем снижалась на 0,2 п. п. в год, достигнув на сегодняшний день показателя 3,2%, в то время как для обеспечения опережающего развития российской экономики в развитие инфраструктуры, напротив, необходимо ежегодно инвестировать более 5% ВВП. Для сравнения в Индии инфраструктурные инвестиции по отношению к ВВП уже составляют 4-4,5%, в Китае – 7-8%.
Согласно исследованию, непокрытая запланированными расходами потребность в инфраструктурных инвестициях на 2019 год оценивается в 1,6 трлн рублей. В Центре подсчитали, что, например, к этому времени транспортная сфера может оказаться недофинансирована на 950 млрд рублей, ЖКХ на 300 млрд рублей, а социальный сектор на 200 млрд рублей. В этой связи на повестке дня – реализация «бюджетного маневра» с перераспределением расходов в пользу инфраструктуры, запуск новых механизмов финансирования развития инфраструктуры, в том числе возможно за счет увеличения суверенного долга, а также более активное использование механизма ГЧП, в рамках которого в 2019 году при наиболее благоприятном сценарии можно будет привлечь до 500 млрд руб. В исследовании уточняется, что к 2017 году уже сформировалась своего рода «высшая лига» регионов, эффективно использующая механизмы ГЧП для привлечения внебюджетного финансирования в инфраструктурные проекты. Так, шести субъектам Федерации удалось достичь максимума по показателю «Опыт реализации проектов ГЧП» – передовиками оказались Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье, Самарская и Тамбовская области, а также Красноярский край.
Учитывая долгосрочный и комплексный характер задачи инфраструктурного развития страны, которая нашла свое отражение в поручении Президента РФ и подготовленной на его основе программе «инфраструктурной ипотеки», авторами доклада проанализированы подходы к управлению сферой ГЧП в России и за рубежом, а также выделены тренды, сформировавшиеся в международной практике. В частности, эксперты выделяют динамику таких процессов как инфраструктурное планирование, господдержка инфраструктурных инвестиций, дополнительная институционализация сферы ГЧП, пересмотр правового обеспечения, инфраструктурный экспорт и цифровизация сферы ГЧП.
Отдельное внимание в докладе уделено вопросам развития правовой среды в сфере ГЧП, актуальным тенденциям в нормотворчестве, особенностям правоприменения, в том числе практике антимонопольного органа и арбитражных судов РФ при рассмотрении споров, связанных с подготовкой и реализацией инфраструктурных проектов в России, а также правовым и институциональным барьерам инфраструктурного развития. По мнению авторов доклада, качественно повысить уровень правильной интерпретации спорных норм законодательства арбитражными судами и антимонопольным органом позволила бы мера по выпуску Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также активизация работы ФАС России по даче разъяснений о наиболее спорных вопросах применения антимонопольного законодательства при реализации концессий.
Также в доклад включены ТОП-100 планируемых инфраструктурных проектов в субъектах Федерации с использованием механизмов ГЧП. В список вошли такие проекты как создание широтной скоростной магистрали с мостом через р. Неву в створе улиц Фаянсовая — Зольная в г. Санкт-Петербурге, строительство в рамках 224-ФЗ 3-й очереди областного онкологического диспансера г. Тюмень стоимостью 11 млрд руб., строительство межрегиональной автодороги Томск-Тайга в Томской и Кемеровской областях и др.
С проектом доклада можно ознакомиться здесь . Финальная версия планируется к публикации на основе прозвучавших идей и предложений участников пятого инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП», который состоялся 24-27 апреля в Москве.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International