Ключевым агрегатором инфраструктурных потребностей регионов может стать документ целеполагания в сфере привлечения частных инвестиций – к такому мнению пришли участники панельной дискуссии «Как обеспечить приток частных инвестиций в развитие инфраструктуры Дальнего Востока?», состоявшейся 6 сентября в рамках ВЭФ-2017.
В центре внимания участников дискуссии оказались вопросы стимулирования частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры, а также реализация на Дальнем Востоке проектов государственно-частного партнерства.
По словам модератора дискуссии – председателя правления Национального Центра ГЧП Павла Селезнева, в регионах ДФО преимущественно реализуются малые ГЧП-проекты в коммунальной сфере с объемом инвестиций порядка 10-50 млн рублей. При этом среди ключевых проблем, препятствующих системному запуску инфраструктурных проектов, эксперты обозначили низкую окупаемость, отсутствие единой федеральной поддержки, несбалансированность законодательной базы, а также некачественную подготовку проектов.
«Но несмотря на некоторую несбалансированность законодательства, 2017 год стал переломным для рынка ГЧП в России. Среди знаковых событий для рынка – появилась новая отраслевая глава про концессионные соглашения в коммунальной сфере, заработал механизм субсидирования региональных проектов, пока только в транспортной сфере и только за счет средств собранных системной «Платон», но это важный прецедент, успешно для рынка завершено «башкирское дело», объявлен первый конкурс по 224-ФЗ, в целом к механизмам ГЧП возросло внимание на уровне Президента и Правительства», – обозначил Селезнев.
Отвечая на вопрос «нужен ли в Российской Федерации документ целеполагания в сфере привлечения частных инвестиций в инфраструктуру?», эксперты пришли к выводу, что решению многих насущных проблем в сфере ГЧП будет способствовать формирование государством эффективной системы инфраструктурного планирования, включающей последовательность действий, совокупность целей и приоритетов для развития региональной инфраструктуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В России нет единой скоординированной программы развития инфраструктуры, синхронизированной с региональными программами, подчеркнул исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. В тех регионах, особенно в ДФО, где существует потребность в развитии инфраструктуры, требуется сбалансированность на региональном и межрегиональном уровнях, отметил заместитель председателя Внешэкономбанка Петр Золотарев . «Эпизодичность проектов создает колоссальную неопределенность, с одной стороны, для инвесторов, с другой – институтов поддержки, которым нужно более четкое понимание», – пояснил он. Выстраивание приоритетов позволит выработать новые надежные инструменты для привлечения инвестиций, поддержал руководитель ФЦПФ Вячеслав Синюгин .
По словам генерального директора группы «ВИС» Игоря Снегурова , на сегодняшний день в инвестициях нуждается 60-70% инфраструктуры, в то время как законодательные ограничения не способствуют их привлечению – необходимо более гибкое сочетание потребностей и механизмов для привлечения внебюджетного финансирования. По мнению представителей финансовых институтов, механизмы господдержки являются определяющими для повышения интереса инвесторов к общественной инфраструктуре. В таких проектах окупаемость обеспечивается за счет оплаты услуг населением – государство обеспечивает гарантированный объем потока граждан, пояснил Алексей Чичканов . «Дело в правильной структуре проекта, который предлагается инвесторам, а не в отрасли», – подчеркнул он. Вместе с тем, в Евразийском банке развития считают, что хорошим подспорьем для социальных проектов, а также средне капиталоемких проектов в других важных сферах станет инфраструктурная ипотека, механизм которой в настоящей время прорабатывается в Минэкономразвития. «Крупные проекты – это конкурентный рынок, эти проекты, даже если они сложные, находят свое финансирование. А средние проекты с трудом находят деньги и их сложно структурировать. Поэтому механизм инфраструктурной ипотеки призван реализовать сложную задачу – по возможности стандартизировать проекты, одновременно подключить механизмы рефинансирования этих стандартных проектов, их упаковки в «портфели» и далее секьюритизация…Ожидания рынка примерно в этом», – заключил заместитель председателя правления ЕАБР Константин Лимитовский .
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International