Совет Федерации на заседании 29 июня одобрил пакет поправок в 224-ФЗ «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».
Предложенные поправки устраняют ряд важных пробелов в законе и облегчают запуск проектов ГЧП для частного партнера. В частности, уточняются отдельные положения, касающиеся прямых соглашений, которые позволяют заключать такое соглашение с несколькими финансирующими лицами. Ряд изменений направлен на решение проблемы неопределенности с условиями предоставления частному партнеру земельных участков, а также на введение такого института как «иное имущество», которое может быть создано частным партнером по соглашению о ГЧП, не являясь при этом объектом соглашения.
Заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Мария Ярмальчук рассказала нашему порталу, что значимым нововведением является включение в закон о ГЧП, по аналогии с законом о концессиях, возможности передачи частному партнеру имущества, которое не входит в состав объекта. Это важно для объектов, в которых на часть имущества должна сохраняться государственная собственность, например, взлетно-посадочные полосы, причалы.
Поправки в закон расширяют перечень возможных объектов, по которым может быть заключено соглашение о государственно-частном партнерстве. Список увеличился за счет объектов охотничьей инфраструктуры и имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и иной деятельности в сфере промышленности. Для охотничьих хозяйств также установлены дополнительные существенные условия соглашения. По мнению Марии Ярмальчук , дополнение перечня объектов соглашений объектами промышленности – это одно из ключевых нововведений. «В первую очередь, мы видим актуальность этой нормы для проектов «браунфилд», находящихся у ГУПов и МУПов и зачастую требующих серьезной модернизации. В последующем такая инфраструктура, после передачи ее частному партнеру и введению в эксплуатацию, сможет обеспечить дополнительные налоговые поступления и в целом будет способствовать сокращению присутствия государства в экономике», – подчеркнула порталу www.pppi.ru представитель Минэкономразвития.
Сроки приведения региональных законов в соответствие с 224-ФЗ переносятся на 1 января 2025 года. Скорректирована формулировка так называемой «дедушкиной оговорки»: соглашения, заключенные после вступления в силу закона о ГЧП, регулируются в соответствии с этим законом, до – в соответствии с региональными законами, принятыми и вступившими в силу до начала действия 224-ФЗ.
Благодаря этим поправкам сроки оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества сократились в два раза – до 90 дней, что позволит сократить сроки запуска проекта в целом.
В документе смягчаются требования к наличию у частного партнера лицензий, соглашений и допусков на момент подачи конкурсного предложения. Исключаются случаи, когда получение таких документов в соответствии с законодательством возможно только после заключения соглашения и соблюдения необходимых для этого условий. Также уточняется и расширяется перечень лиц, которые могут подтверждать наличие различных лицензий, разрешений и допусков.
Исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко считает, что смягчение требований к наличию у частного партнера лицензий, разрешений и допусков на момент проведения конкурса – это важное изменение, которое снизит избыточные издержки бизнеса на предпроектной стадии. Однако данными поправками не решена проблема необходимости потенциальных частных партнеров предоставлять все необходимые лицензии и допуски при подаче «частной инициативы», то есть задолго до момента принятия решения о запуске проекта. «Видимо, данную несправедливость нужно будет устранить в следующем пакете поправок, так же, как и неопределенность с предметом и сроками обеспечения, предоставляемого частником при частной инициативе», – прокомментировал Ткаченко .
Кроме того, в документе ликвидируется неопределенность в проектах, где целевую эксплуатацию объекта осуществляет публичный партнер, вносятся изменения в термин «эксплуатация объекта соглашения». Появляется дополнительный элемент в соглашении для случаев, когда частный партнер берет на себя только техническое обслуживание проекта. В такой ситуации в соглашении должны быть прописаны порядок, условия и сроки передачи права владения и пользования объектом соглашения публичному партнеру.
Как пояснила нашему порталу юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Мария Скрябина , изменения в полной мере соответствуют существующим в настоящий момент потребностям рынка при структурировании проектов ГЧП, особенно в сфере здравоохранения. Внесенные поправки, по ее словам, должны благоприятно повлиять на реализацию проектов, в которых функциональную эксплуатацию планируется оставлять за ГБУЗом, действующим от имени публичного партнера. Однако остается нерешенным вопрос о возмездном пользовании публичным партнером объектом соглашения (аренды), так как единственным способом бюджетного участия согласно 224-ФЗ является субсидия.
Также Мария Скрябина отметила, что среди прочего закреплена возможность заключения прямого соглашения одновременно с несколькими финансирующими организациями, что позволяет более гибко подходить к структуре привлекаемого в проект финансирования.
Изменения в ФЗ-224 вступают в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International